Гендерный разрыв в науке: что покажет перепись?

Среди докторов наук мужчин в два раза больше, чем женщин. В чем причина «научного неравенства», сохранится ли оно в ближайшее десятилетие и сколько всего в России ученых? Объективно оценить динамику развития научного сообщества за последнее десятилетие позволит предстоящая в 2021 году Всероссийская перепись населения.


По результатам последней Всероссийской переписи населения, в нашей стране насчитывалось 596 тысяч кандидатов наук и 124 тысячи докторов наук. При этом, чем выше звание, тем сильнее гендерный разрыв. Если среди кандидатов наук женщин было 265 тысяч или 44%, то среди докторов наук — 41 тысяча или 33%. 

В Челябинской области численность жителей, имевших ученую степень, составляла почти 10 тысяч человек, в их числе кандидаты наук – 8,3 тысячи человек, доктора наук – 1,4 тысячи человек. 

Объективно оценить динамику развития научного сообщества за последнее десятилетие позволит предстоящая в 2021 году Всероссийская перепись населения.

Отметим, что впервые вопрос о наличии ученой степени был включен в раздел «Образование» во время переписи 2010 года. Сведения об образовании, включая ученые степени, важны не сами по себе, а как источник данных для построения моделей развития экономики и демографических прогнозов. Также без этих показателей невозможно оценить уровень жизни населения на каждой территории и привлекательность локации для тех или иных проектов.

Как подчеркивает проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно, в первой версии этого параметра переписи в 2010 году территориальное деление было реализовано для субъектов РФ и автономных округов. 

«На основе таких данных можно оценить качество трудовых ресурсов региона, особенно если идет речь о размещении наукоемких производств или исследовательских центров, что наиболее актуально для территорий Дальнего Востока, — отмечает Дмитрий Штыхно. — Во взаимосвязи с другими показателями, в том числе, показателями дохода, распределение "мозгов" дает понимание, насколько эффективны система подготовки кадров высшей квалификации и их последующее использование». 

По словам эксперта, дополнительные гендерные и возрастные сведения могут быть использованы для оценки привлекательности науки и сферы исследований и разработок карьерной траектории юношей и девушек, что, в свою очередь, может помочь в решении проблемы «старения» науки. 

«С 1990 годов и далее, в течение пары десятков лет, российская наука не рассматривалась молодёжью как привлекательное направление для трудоустройства. Отсюда и дефицит идей, и дефицит кадров, и проблемы с администрированием и организацией хозяйственной деятельности научных организаций. Если вузы с 2010 годов работали над формированием стратегий повышения конкурентоспособности и повышением эффективности своей деятельности, то для научных организаций эта работа началась сравнительно недавно. Следует использовать возможности, которые представляет Год науки и технологий для обозначения проблем и поиска путей их решения, причем только общими усилиями», — резюмирует Дмитрий Штыхно.