Информация для родителей

Психологические особенности суицидального поведения подростков

     Подростковый возраст - это возраст бессмертия. Подростки не представляют себе, что жизнь конечна, не понимают, что такое смерть. Когда 12-14-летним в качестве теста предлагается представить собственные похороны, они описывают романтическую картину: гроб в цветах, рыдающие родители, девочка, отказавшаяся встречаться, обливается слезами, учителя полны раскаяния и сожаления…

     Ни один подросток не думает о крови, переломанных костях, мозгах на асфальте, вывалившемся языке, травмах шейных позвонков и других ужасах суицида. Родители боятся говорить на эту тему, им неприятно отвечать на детский вопрос: «А когда ты умрешь?». В результате неудачи в школе, безответная любовь, непонимание родителей, рождение младшего ребенка, на которого переключилось все внимание близких, толкают подростка к непоправимому шагу. Он не умеет искать выход из кризисной ситуации и выбирает другой путь - уходит навсегда.

     Самоубийство подростков - это способ ухода от проблем. Они придают всему чрезмерное значение. В подростковом возрасте сложное эмоциональное состояние, когда любая мелочь, намек, взгляд вырастают в метафизическую катастрофу. В плане суицидального поведения это один из самых опасных периодов жизни человека. На подростка могут повлиять косой взгляд девушки, насмешки сверстников, проигрыш любимой команды или фаза Луны.

     Рассмотрим виды суицидов:

     Демонстративный суицид или шантажное поведение, когда хотят получить что-то любой ценой, пугая родителей, вариант игры, Но нередко демонстрация оборачивается трагедией: не рассчитал число таблеток, поскользнулся на подоконнике, случайно затянул петлю… Вот почему так важно говорить с ребенком о смерти, честно отвечая на его неудобные вопросы. Помощниками в этом станут русские народные сказки, в них безобидно для психики проходит тема конца земного существования. Житейская традиция поклонения предкам (посещение кладбищ, уход за их могилами) тоже помогает ребенку в реальном освоении темы.

      Аффективный суицид - суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм. В отличие от истинного суицида, при котором психотравма, осознанная и переработанная человеком, вызывает определенный тип целенаправленного, хотя и неадаптивного поведения, при аффективных суицидальных действиях психотравмирующая ситуация не успевает подвергнуться сознательной личностной переработке.

      Истинный суицид - осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев - наличием предсмертных записок.

     У самоубийств есть страшная особенность - «Эффект Вертера», они социально заразны. Любая девиантная реакция в подростковом возрасте транслируется. Подражая плохому опыту, тинэйджеры начинают курить, пить, материться. Это касается и самоубийств: стоит одному ребенку совершить суицид, как его примеру могут последовать другие. Особенно если речь идет о кумире. Волна самоубийств прокатилась после смерти Виктора Цоя. После смерти солиста группы «Иванушки-Интернэшнл» Игоря Сорина юные поклонницы на могиле любимца вскрывали себе вены, бросались с крыши.

     Обстановку усугубляют и новые факторы современного мира, толкающие подростков к последней черте: СМИ, которые подробно освещают каждую историю самоубийства, вызывая стремление к подражательству у других подростков; Интернет, где можно свободно найти целые сайты и группы с подробными описаниями способов суицида; японская манга с трогательными историями о девочках, которые кончают с собой и становятся «счастливыми». Чтобы найти ещё десятки примеров, ходить далеко не нужно.

      В одной из социальных групп есть клуб для самоубийц, где даже проводится опрос: «Какой способ самоубийства вы бы выбрали». Уже ответили свыше 1600 подростков. Наиболее популярными оказались таблетки (28,4%), затем прыжок с крыши (18,4%), третье и четвертое место делят способы «застрелиться» и «вскрыть вены» (16 и 15,4%). Мало кто мечтает умереть на петле или под колесами машины, поезда, но тревогу вызывает ещё один факт. Согласно этому же опросу, почти 13% подростков мечтают умереть «по-другому» и остается только гадать, на что способна детская фантазия.

     Большему риску подвержены дети нескольких категорий.

— истероидные, с демонстративными чертами. Такие дети живут с уверенностью, что просто так им любовь и забота взрослых не положены, их надо «выбивать». Ну, и выбивают. В пять лет падая на пол и рыдая, а в пятнадцать — падая из окна. Часто у них бывают скорее попытки суицида, но чем больше попыток, тем, как известно, выше вероятность «удачи». Такие дети особенно подвержены массовой истерии, «эффекту Вертера».

— дети с уклоняющимися чертами характера, склонные к панике, тревоге, отчаянию, а в любой сложной ситуации - к бегству из нее, без попыток решить. Такому ребенку кажется, что если он попал в переплет — заврался, накопил прогулов, оказался в изоляции среди сверстников, поссорился с родителями или с друзьями, «опозорился» перед девушкой или парнем — то сделать ничего невозможно, оставаться в этой ситуации непереносимо и единственный выход — бежать, причем бежать радикально. Часто это спонтанные, не продуманные заранее попытки, предпринятые в состоянии измененного сознания «загнанности в угол».

— зависимые, ведомые — они нередко совершают попытки «за компанию», чтобы доказать верность друзьям, а инициаторами бывают как раз истероидные, это особенно вероятно, если пара подростков (друзья или влюбленные) оказывается в изоляции, их дружбу осуждают или чувствуют себя «одни против мира», при этом каждый из них одинок. В свое время группа «Тату» очень этот образ опасно обыгрывала, а во всяких разных институтах благородных девиц и прочих закрытых учреждениях это очень часто случалось.

     Стоит заметить, что общей целью всех суицидентов является поиск решения, поиск выхода из сложившейся ситуации, найти решение, стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания. Общим стимулом является невыносимая душевная боль, от которой хочется избавиться или убежать. Никто не совершает суицид от радости.

     Каковы причины суицидальных реакций у подростков?

Потеря любимого человека

Переутомление

Уязвленное чувство собственного достоинства

Разрушение защит под действием алкоголя и т.п.

Отождествление себя с человеком, совершившим суицид

Различные формы страха, гнева, печали по различным поводам

     Если говорить о статистике, то причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились болезненные состояния; в 18% - сложная романтическая ситуация; в 15% - нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах; пограничные состояния - 15%; 12% - трудная семейная ситуация; психозы - 10%; в 8% - нездоровые отношения со взрослыми в том числе с учителями; в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение; в 5% - пьянство и употребление наркотиков; в 9% - прочие, в том числе и невыясненные, причины; соматические заболевания - 1%.

     Самоубийство в подростковом возрасте побуждается гневом, страхом, желанием показать себя, нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами. Психологическими особенностями детей и подростков группы риска является впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния.

     Подростки с высокой тревожностью попадают в первую очередь в группу риска. Высоко тревожные подростки отличаются такими индивидуальными психологическими особенностями: ранимость, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, склонность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе, неадекватная самооценка.

     Что же делать? Некоторые специалисты считают, что может помочь «контроль социальных сетей», с кем и как общается ребенок. Отчасти мы согласны с этим. Однако, нам видится, что реально помочь могут только отношения. Подросток ходит по краю, мы с этим ничего поделать не можем. Но если между ребенком и родителями существуют прочные отношения привязанности, то есть надежда, что они, как хорошая страховка, его удержат.

     В этом возрасте становится очевидным, все, что было наработано и недоработано по части привязанности. Причем, создать доверие «с нуля» в подростковом возрасте сложно, а сломать то, что было — очень просто. То есть, если есть опасения насчет подростка, первым делом стоит проанализировать отношения в семье. Есть ли в семье доверие? Уверен ли он, что любим, ценен, нужен? Очень часто родителям кажется само собой разумеющимся, что они ребенка любят, а он вовсе в этом не уверен, наоборот, считает, что «без меня им будет только лучше», «я всем порчу жизнь» и т. п.

     Еще важный вопрос: уверен ли подросток, что родители всегда будут за него? Что в любой ситуации его родители постараются помочь, понять, выручить? И не просто постараются, а приложат все силы? Не боится ли реакции родителей на свои поступки больше, чем всех других возможных последствий? Причем пугать может не только агрессивная реакция, крик и наказания, но и беспомощная, если родитель как бы «рассыпается» при встрече с проблемой, избегает ее, отрицает существование, если сразу начинает рыдать, пить капли и впадать в отчаяние.
     Могут ли родители выдерживать и принимать сильные, в том числе негативные, чувства ребенка? Если нет, то куда ему деваться со своими чувствами? Простого рецепта, к сожалению, нет. Главное, помнить: НИЧТО НЕ ВАЖНЕЕ ОТНОШЕНИЙ. Ни оценки, ни правила поведения, ни внешность, ни вежливость, ни чистота в комнате, ни будущее. Родители и подростки могу ссориться и ругаться, но никогда не бросать ребенка внутри себя.

     В процессе работы с родителями, мы всегда подчеркиваем знание ребенком своей ценности в семье, предлагаем ответить родителям на вопрос: «Подумайте, если б завтра вам предложили заменить вашего подростка на другого, более умного, вежливого, послушного и ответственного, вы бы согласились? Или вам нужен этот, ваш, какой есть? Важно, что он тоже знал ваш ответ на этот вопрос».

     Так в чём же профилактика:

Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме, нравственности.

Формирование установки на здоровый образ жизни как ценности, воспитание духовности и толерантности.

Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема подросткового суицида является актуальной и в то же время распространенной и, к сожалению, значимым явлением общества на современном этапе его развития. Принципиально важно, что обозначена необходимость целенаправленной работы по профилактике самоубийств школьников. Для решения сложившейся ситуации следует создавать и внедрять коррекционно-развивающиеся программы, которые могут способствовать поднятию жизненных интересов.

Как мотивировать ребенка к учебе. Советы психолога

      В настоящее в Муниципальное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Магнитогорска время все чаще обращаются родители и учителя начальных классов с проблемой, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему ребенку? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

     С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов:

Желание учиться и овладевать знаниями и радоваться процессу обучения;

Побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;

Стремление к учебному успеху в школе;

Желание получать высокие отметки за свои знания;

Стремление к правильному и усердному выполнению заданий;

Стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;

Умение подчиняться школьным требованиям;

Навыки самоконтроля.

     Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего ребенка с раннего детства, когда он только начинает познавать мир.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению. 

Десять ошибок родителей

     Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

     Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.

     Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу, не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку труднее дается школьная адаптация, он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.

     Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников

     В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника, например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.

     Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.

     Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты ..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.

     Использование угроз и физических наказаний, если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.

     Неблагополучные отношения в семье, разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.

     Школьники, которые не посещали детский сад, не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.

     Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.


Как мотивировать ребенка к учебе

     Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

     Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.

     Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику.

     Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.

    Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.

     Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.

     Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

     Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

«Подводные камни подросткового возраста»

     Мы с вами знаем, что как только ребенок вырастает и входит в пору под названием «половое созревание», у его родителей начинается непростая пора: время словесных поединков, психологических баталий и демонстративных ультиматумов со стороны подростка. Можно ли найти с ним общий язык? Да! Ведь нет ничего невозможного. Главное – научиться обходить стороной подводные камни этого особенного возраста. Как раз об этих подводных камнях мы с вами сегодня поговорим более подробно.

Подводный камень №1: 

Смена авторитетов

     Важно понять: у подростка родитель уже не является большим авторитетом. И с этим ничего не поделаешь! Сверстники – вот, чье одобрение хочется ему заслужить, и чей совет хочется услышать. Постарайтесь стать ему не родителем, а другом. Чем отличается друг от родителя? Во-первых, он не навязывает свое мнение, а только лишь делится им по-дружески, во-вторых, он не пытается контролировать каждый шаг подростка, в-третьих, он разговаривает с ним на равных, и, в-четвертых, он никогда не скажет: «Молчи! Я лучше знаю». К тому же, покажите подростку пример, делитесь с ним своими сомнениями и планами на будущее и со временем он обязательно внесет вас в список своих близких и доверенных особ!

Подводный камень №2:

Досадные прыщи и лишние килограммы

     Что больше всего волнует подростков? Во-первых, к 11-13 годам огромное значение имеет то, что о нем думают и как его воспринимают окружающие, в особенности, ровесники, во-вторых, взрослеющим детям очень хочется нравиться противоположному полу и получать знаки внимания. Поэтому, как это ни банально звучит, но внешность в подростковом возрасте имеет более важное значения, чем успеваемость в школе. Помогите «взрослому ребенку» выглядеть хорошо!

     Подростки очень самокритичны и придираются к себе по полной программе. В подростковом возрасте очень важно научиться любить себя и понимать собственную неповторимость. Хвалите своего ребенка за то, что у него есть, только будьте честными. Например: «Посмотри, какие у тебя длинные красивые ресницы. Давай, я покажу тебе, как их подкрасить!» Это будет бальзамом на душу девочки. Парню скажите: «Ничего себе, какой ты сильный! Одной рукой несешь такую тяжелую сумку, я бы не смогла!». Если ребенок будет знать, чем гордиться, его самооценка будет повышаться просто на глазах.

Подводный камень №3:

 Почему они врут?

     Почему нельзя сказать правду? Давайте проанализируем. Когда мы врем? Во-первых, когда хотим приукрасить действительность. Подростки так поступают, чтобы произвести впечатление на сверстников. Во-вторых, лжем «во спасение», когда боимся, что нам достанется от родителей. Стоит задуматься. Может быть, вы слишком бурно реагируете, если ребенок по мелочи сделал что-то не так, поэтому он предпочитает лучше избежать шквала эмоций и нравоучений с помощью приятных для мамы ответов. Или еще один показательный пример вранья: мы говорим ребенку, чтобы он не раздражался и не злился, а сами на каждом шагу раздражаемся и злимся. Поводов для провокации подростка к вранью мы сами создаем немало.

     С причинами мы разобрались, теперь приступим к «ликвидации» вранья. За один день еще никто не превращался из лгуна в правдивого человека, поэтому постарайтесь проявить терпение! Попросите ребенка представить ситуацию, в которой все в вашей семье друг другу будут говорить неправду, и что, по его мнению, из этого должно получиться. Постарайтесь убедить подростка, что вы не будете кричать и обвинять его, даже если он расскажет о своем весьма неблаговидном поступке, и обязательно сдержите слово. А если ребенок в разговоре что-то слегка приукрасит, не спешите обвинять его во лжи. Подростки так любят мечтать!

Подводный камень №4: 

Не хочу учиться!

     Чтобы ребенок захотел учиться, нужен стимул. А если стимула нет – нужно его придумать. Спросите у подростка, кем он видит себя в будущем? Только все это желательно говорить без издевки, а с уважением к его выбору. Допустим, из чувства противоречия, он ответит, что будет дворником. Ваш следующий шаг: заходите на сайт с вакансиями и вместе посмотрите, сколько зарабатывает дворник. Устроят ли его такие деньги? Снова ответ «да»? В таком случае придется применить заключительную фазу воздействия: выйдите во двор и посмотрите, в чем, собственно, заключается труд представителя этой профессии. Если и в этом случае он будет твердо стоять на своем, скажите, что это его выбор, и вы его полностью поддерживаете. Посмотрите, что будет дальше.

Подводный камень №5: 

Дерзкие и наглые

     Бывает, что грубость – это просто симптом невоспитанности, особенно, если кто-то из членов семьи позволяет себе разговаривать с другими людьми в непочтительной форме. Но чаще всего причина совсем в ином: это желание обратить на себя внимание и показать свою взрослость всем и каждому. Желание-то есть, а вот как сделать это правильно многие не понимают. Вот и получается, что самый легкий способ вырасти в глазах окружающих – это набраться смелости и нахамить, особенно взрослым. Тем более что подобным поведением можно еще и заработать дополнительные баллы у одноклассников. Как реагировать? Начать менять свое отношение к взрослеющему ребенку. Конечно, трудно в один момент отказаться от полного контроля и суперопеки, но все же придется, поскольку, чем крепче мы будем сжимать бразды правления, тем сильнее будет сопротивление. Подросток – вполне самостоятельная личность, а значит, должен почувствовать, что вы его уважаете. Например, привлекайте его к решению важных семейных вопросов: что купить, как планировать бюджет, куда поехать отдохнуть. И не бойтесь лишний раз пояснить подростку, что взрослость проявляется не в грубости, а в ответственности за свои поступки.

Подводный камень №6: 

Вредные привычки

     Чаще всего подростки первый раз пробуют сигареты и спиртное в 12-14 лет, иногда и раньше. Как обычно возникают вредные привычки? Конечно, «за компанию» или после многозначительной фразы: «Что, слабо?» С другой стороны, курение и алкоголь – это желание обрести свободу и показать свою независимость. Интересно, что чем сильнее в семье противятся вредным привычкам ребенка, тем крепче его стремление сделать по-своему. Тем более что сигареты и выпивка, как не крути, это запретный плод и признак взрослости, который так хочется примерить на себя. Есть и дополнительные причины начать экспериментировать, особенно со спиртным: желание уйти от реальности.

     Что делать? Если у вас есть подозрения, что ребенок начал курить или выпивать, желательно не обманывать себя, что это случайность и вам просто показалось. Чем раньше вы начнете действовать, тем больше шансов, что «эксперименты» ребенка не превратятся в привычку: бросить курить намного сложнее, когда ты уже втянулся. Ребенок хочет почувствовать себя взрослым? Предоставьте ему эту возможность. Многие психологи советуют не ждать, пока подросток попробует спиртное в компании, а дать ему почувствовать свою взрослость на семейном празднике: налейте ему, как равному, шампанского или вина в новогоднюю ночь или на день рождения. В таком случае это уже не запретный плод, и он не так сладок. Если же ваш сын начал курить, лучше скажите ему: «Ты хочешь курить? Кури. Ты взрослый и сам понимаешь, какие могут быть последствия». К тому же стоит объяснить подростку, что сигареты – это не проявление свободы, а скорее наоборот, ее потеря, ведь курящий человек становится рабом своей привычки. А также, намекните, что сигареты приводят к денежным тратам, и это не позволит ему купить вожделенный компьютер или мотоцикл. Если сигареты – скорее способ выделиться в кругу друзей, расскажите, что есть и другие более эффективные способы «показать» себя: купите ему модную одежду или крутой мобильный телефон, пусть ему тоже будет, чем похвастаться. Главное, чтобы повзрослевший ребенок поверил, что он может быть лучшим без сигарет и спиртного.

     Мы с вами рассмотрели 6 подводных камней подросткового возраста. Это ни в коем случае не означает, что именно 6 этих камней встретится на вашем пути. Но предупрежден – значит вооружен!

     Так уж сложилось, что кризис подросткового возраста самый запоминающийся. Хотя он не единственный в своем роде: на протяжении всей жизни человек переживает как минимум семь кризисных периодов. Без кризисов люди не могли бы двигаться вперед. Это время, когда старые методы взаимодействия с миром уже «не работают», а значит, нужно искать что-то новое. Вот в таком философском поиске и находится подросток. И наша с вами задача ему в этом поиске помочь.


Материал подготовила педагог-психолог МУ «ЦППМСП» Зарипова А.Х.