Как СОНКО стать поставщиком (исполнителем) общественно полезных услуг

Нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере признания социально ориентированной некоммерческой организации (далее – организация) исполнителем общественно полезных услуг

  1. Указ Президента Российской Федерации от 08 августа 2016 года №398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг».
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 31.4).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года №1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года №89 «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг».

Какая организация может быть признана исполнителем общественно полезных услуг?

  1. Социально ориентированная некоммерческая организация, оказывающая на протяжении одного года и более общественно полезные услуги надлежащего качества.
  2. Не включенная в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
  3. Не имеющая задолженности по налогам и сборам, иным, предусмотренным законодательством Российской Федерации, обязательным платежам.
  4. Лица, непосредственно задействованные организацией в исполнении общественно полезной услуги, обладают необходимой квалификацией.
  5. Обязательное условие – отсутствие в течение двух лет, предшествующих выдаче заключения, жалоб на действия (бездействие) и (или) решения организации, связанных с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией.
  6. Уровень открытости и доступности информации об организации должен соответствовать требованиям, установленным нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Что входит в перечень общественно полезных услуг?

Перечень общественно полезных услуг утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года №1096. Он достаточно обширен. Например, это следующие услуги:

  • предоставление социального обслуживания на дому;
  • предоставление социального обслуживания в стационарной форме;
  • предоставление социального обслуживания в полустационарной форме;
  • реабилитация и социальная адаптация инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также услуги по их социальному сопровождению;
  • профилактика социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав в части консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи родителям детей и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;
  • социальная адаптация и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Кто принимает решение о признании организаций исполнителями общественно полезных услуг?

Решение о признании организаций исполнителями общественно полезных услуг принимает Министерство юстиции Российской Федерации.

Документы, которые необходимо представить организации в Министерство юстиции Российской Федерации для признания исполнителем общественно полезных услуг

  1. Заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг.
  2. Заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям (далее – заключение).

Документы могут быть представлены организацией непосредственно в Министерство юстиции Российской Федерации или в его территориальный орган по месту нахождения организации.

Заключение выдается организации федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими оценку качества оказания общественно полезных услуг (далее – заинтересованные органы) на основании составленного в письменной форме заявления организации о выдаче заключения, в котором обосновывается соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг. (справки, характеристики, экспертные заключения и другие), а также документы, подтверждающие отсутствие задолженности по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Если оценка качества оказания общественно полезных услуг осуществляется несколькими заинтересованными органами, заключение выдается заинтересованным органом, в который поступило заявление о выдаче заключения. Заинтересованный орган, в который поступило заявление о выдаче заключения, запрашивает  у иных заинтересованных органов, а также других органов государственной власти необходимые сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Каковы критерии оценки качества общественно полезных услуг?

  1. Соответствие общественно полезной услуги установленным нормативно-правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления).
  2. Наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников организации – исполнителя общественно полезных услуг и работников, привлеченных по договорам гражданско-правового характера) необходимой квалификации, в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере, а также достаточное количество таких лиц.
  3. Удовлетворенность получателей общественно полезных услуг качеством их оказания. Она определяется отсутствием жалоб на действия (бездействие) и (или) решения организации, связанные с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией в течение двух лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций.
  4. Открытость и доступность информации об организации.
  5. Отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение двух, лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций.

Основания для отказа в выдаче организации заключения

  1. Несоответствие общественно полезной услуги установленным нормативно-правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления).
  2. Отсутствие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников организации и работников, привлеченных по договорам гражданско-правового характера), необходимой квалификации, в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере, а также недостаточное количество лиц, у которых есть необходимая квалификация.
  3. Наличие в течение двух лет, предшествующих выдаче заключения, жалоб на действия (бездействие) и (или) решения организации, связанных с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией.
  4. Несоответствие уровня открытости и доступности информации об организации установленным нормативно-правовыми актами Российской Федерации требованиям (при их наличии).
  5. Наличие в течение двух лет, предшествующих выдаче заключения, информации об организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных  в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  6. Наличие задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Какие сроки установлены для выдачи заключения либо об отказе?

Решение о выдаче заключения либо об отказе в выдаче заключения принимается заинтересованным органом в течение 30 дней со дня поступления в заинтересованный орган заявления организации. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 60 дней, в случае направления заинтересованным органом запросов в иные заинтересованные органы. О продлении срока принятия указанного решения заинтересованный орган информирует организацию в течение 30 дней со дня поступления в заинтересованный орган заявления организации о выдаче заключения.

Заключение либо мотивированное уведомление об отказе в выдаче заключения направляется организации в течение трех рабочих дней со дня принятия заинтересованным органом соответствующего решения.

Основания для отказа в признании организации исполнителем общественно полезных услуг

  1. Непредставление (несвоевременное представление) необходимых документов.
  2. Включение организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Какие сроки установлены для принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг либо об отказе?

Решение принимается Министерством юстиции Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня поступления в указанное Министерство вышеперечисленных документов.

Уведомление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг направляется организации в течение трех рабочих дней со дня принятия Министерством юстиции Российской Федерации соответствующего решения.

На какой срок организация признается исполнителем общественно полезных услуг?

Организация признается Министерством юстиции Российской Федерации исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг – сроком на два года. 

По истечении двух лет со дня получения такого статуса организация исключается из реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.

Для повторного признания организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке по истечении двух лет со дня внесения организации в реестр, организация представляет в Министерством юстиции Российской Федерации заявление о признании ее исполнителем общественно полезных услуг. Указанное заявление представляется в течение 30 дней со дня истечения двухлетнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения организации в реестр.