Прокурор разъясняет закон


 


Уточнен порядок воинского учета граждан, в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания. 

«В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 103 «О внесении изменений в Положении о воинском учете» внесены изменения в порядок воинского учета граждан, в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания.

Изменения введены, в части постановки на воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, граждан, прибывших на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, при принятии на работу (поступлении в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) с работы (из образовательной организации). 

Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждане, прибывшие на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющие регистрации по месту пребывания, для постановки на воинский учет представляют заявление по форме согласно приложению № 3 и сведения по форме, предусмотренной приложением № 2.

Положение о воинском учете также дополняется приложениями 2 «Сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии (поступлении) его на работу (в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) его с работы (из образовательной организации)» и приложением 3 «Заявление о постановке на воинский учет». 

Также, согласно п. 11 указанного постановления предусмотрено, что граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, обязаны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания».

Старший помощник прокурора  Е.Н. Дорожкина


По возникающим вопросам обращаться по т. 28-38-56.





  Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции с использованием служебного положения

 

С 15 ноября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2019 № 354-ФЗ «О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
В соответствии с внесенными изменениями за организацию незаконной миграции с использованием служебного положения будет наступать повышенная ответственность.
Совершение деяния, выражающегося в организации незаконных въезда иностранных граждан или лиц без гражданства, их пребывания в РФ или транзитного проезда через территорию РФ лицом с использованием своего служебного положения, - новый квалифицирующий признак, который включен в часть вторую статьи 322.1 УК РФ (Организация незаконной миграции), и, соответственно, влечет более строгое наказание - лишение свободы на срок до 7 лет.

Заместитель прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Зорин Л. В


Скорректированы правила выплаты компенсации добросовестным приобретателям, лишившимся жилых помещений 

Новые правила выплаты компенсации добросовестным приобретателям, лишившимся жилых помещений, определены Федеральным законом от 02.08.2019 № 299-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», вступающим в силу с 01.01.2020.
Компенсация за счет казны Российской Федерации будет выплачиваться физическим лицам — добросовестным приобретателям, от которых жилое помещение истребовано собственником, в тех случаях, когда решением суда с третьего лица, ответственного за истребование жилого помещения, в пользу добросовестного приобретателя взысканы убытки, однако по не зависящим от приобретателя причинам взыскание по исполнительному документу произведено частично или не производилось в течение шести месяцев со дня предъявления исполнительного документа к исполнению.
Для реализации права на получение компенсации добросовестному приобретателю необходимо будет предъявить соответствующий иск Российской Федерации. Размер компенсации, выплачиваемой на основании требования добросовестного приобретателя, равен кадастровой стоимости жилого помещения, действующей на дату вступления в силу судебного акта о его истребовании, за вычетом сумм, возмещенных приобретателю третьим лицом.
Право на компенсацию предоставлено также физическим лицам добросовестным приобретателям, от которых на основании судебного акта жилое помещение истребовано в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования до дня вступления в силу рассматриваемого закона. Это право может быть реализовано в течение трех лет со дня его вступления в силу.
Изложенные выше правила не применяются, если утрата физическим лицом добросовестным приобретателем жилого помещения стала следствием ненадлежащего исполнения своих полномочий регистрирующим органом. В таком случае убытки возмещаются добросовестному приобретателю в полном объеме.
Закон был разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2015 № 13-П, которым ст. 31.1 Федерального закона от 21,07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она не допускает выплату компенсации добросовестному приобретателю, от которого было истребовано жилое помещение, по мотиву отсутствия оснований для привлечения регистрирующего органа к ответственности за незаконные действия (бездействие), связанные с государственной регистрацией.

Заместитель прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Зорин Л. В.


При проведении контрольных мероприятий в сфере реализации медицинских изделий и лекарственных препаратов возможно проведение контрольной закупки

 

С 27 ноября 2019 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 № 1459 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
В частности, изменения внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения», в соответствии с которыми к полномочиям Росздравнадзора отнесено проведение контрольных закупок в целях проверки соблюдения запрета реализации фальсифицированных медицинских изделий, недоброкачественных медицинских изделий и контрафактных медицинских изделий, а также в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств.
Кроме того, соответствующие изменения внесены в Положение о государственном контроле за обращением медицинских изделий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2012 № 970, а также в Положение о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 № 1043, согласно которым государственный контроль в указанных сферах осуществляется также путем проведения контрольной закупки.

 

Заместитель прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Зорин Л. В.

 


Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

Законодательством для юридических лиц установлена административная ответственность по статье 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (коммерческий подкуп). Минимальный размер административного штрафа — 1 000 000 рублей. Срок давности привлечения ответственности за данное правонарушение составляет шесть лет.
Применение административного наказания является не единственным юридическим последствием совершения коммерческого подкупа.
Для организаций, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, устанавливается двухлетний запрет на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд.
Сведения о факте привлечения организации к ответственности вносятся в Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, ведение реестра обеспечивает Генеральная прокуратура РФ, а сам реестр находится в общем доступе на официальном сайте прокуратуры.
Вместе с тем, с августа 2018 года в статью 19.28 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Изменения направлены на своевременное информирование хозяйствующими субъектами правоохранительных органов о фактах преступной деятельности должностных лиц.
Изменения коснулись юридических лиц, дающих взятку. Законом предусмотрена возможность наложения ареста на имущество юридического лица. Арест является гарантией того, что с «взяткодателя» можно будет взыскать штраф. Речь идет о случаях, когда в отношении юридического лица возбуждено дело о незаконном вознаграждении от его имени.
В период наложения ареста имуществом нельзя распоряжаться, а при необходимости может быть ограничено владение и пользование таким имуществом.

Заместитель прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Зорин Л. В.


Скоро Новый год. Без елки не обходится ни одно новогоднее гуляние. Многие стремятся поставить естественные елки, с ароматом хвои. Однако, самостоятельный поход за ней в лес может обернуться привлечением к административной ответственности по ч.1 ст. 8.28 КоАП РФ – незаконная рубка и повреждение лесных насаждений, за что гражданин может быть подвергнут административному штрафу в размере от 3 до 4 тысяч рублей. Размер для должностных лиц составит от 20 до 40 тысяч рублей, а для юридических лиц от 200 до 300 тысяч рублей.
Вместе с тем, если сумма ущерба составляет 5 тысяч рублей и более, то действия нарушителя влекут за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 260 УК РФ «незаконная рубка лесных насаждений». Максимальное наказание по данной статье до 2 лет лишения свободы.

Помощник прокурора
А.Н. Томилов
По возникающим вопросам обращаться по т. 28-38-59.

Заместитель прокурора района
младший советник юстиции Р.Р.Хусаинов


Требования законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по отведению сточных вод и вывозу жидких бытовых отходов

Согласно Водному кодексу РФ сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, включены, в частности, следующие виды отходов:
- отходы (осадки) из выгребных ям (код по ФККО - 7 32 100 01 30 4);
- отходы коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления (код по ФККО - 7 32 101 01 30 4).
Указанные отходы являются отходами IV класса опасности, то есть малоопасными отходами.
Отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
Если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах.
При этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, подлежит лицензированию.
Лица, которые допущены к обращению с жидкими бытовыми отходами, обязаны иметь документы о профессиональном обучении в сфере обращения с отходами I - IV классов опасности.
Транспортирование отходов должно осуществляться с помощью специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств при условии наличия паспорта отходов.
Законом запрещён сброс жидких бытовых отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение их на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах.
Сброс сточных вод в водные объекты допускается при наличии выданных уполномоченными государственными органами решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Перед сбросом в водные объекты сточные воды должны подвергаться санитарной очистке и обезвреживанию. Не допускается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных веществ превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание для юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьёй 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование водного объекта без решения о предоставлении его в пользование предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
За нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, частью 4 статьи 8.13 указанного кодекса предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

 

Помощник Магнитогорского
природоохранного прокурора

юрист 1 класса И.Н. Королёв


«О расширении полномочий при осуществлении федерального государственного лесного надзора и государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий»

02.03.2019 Правительством РФ принято постановление №233 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», в соответствии с которым внесены изменения в Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 №394, и в Положение о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24.12.2012 №1391, в части возложения на органы надзора обязанности направлять в орган местного самоуправления уведомления о выявленных самовольных постройках.
Согласно принятым изменениям в случае если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), либо осуществления государственного надзора или муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий выявлен факт размещения объекта капитального строительства в границах земель лесного фонда или в границах земель иных категорий, на которых располагаются леса и на которых не допускается размещение такого объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием лесов и установленными ограничениями прав на землю, в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны особо охраняемой природной территории, режим особой охраны которых не допускает размещение объекта капитального строительства, должностные лица, осуществляющие соответствующий надзор, не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляют в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или орган местного самоуправления муниципального района (если самовольная постройка расположена на межселенной территории) уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение о сносе самовольной постройки принимается судом либо органом местного самоуправления поселения, городского округа в порядке, установленном ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Старший помощник Магнитогорского
природоохранного прокурора
Плотников А.В.


«Ответственность за неисполнение условий договора аренды лесного участка»

В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
На основании ст. 25 Лесного кодекса РФ к основными видам использования лесов в Челябинской области можно отнести заготовку древесины, осуществление рекреационной деятельности, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды лесных участков, а также праве безвозмездного пользования лесными участками.
По правилам ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно положениям ст. 73.1 Лесного кодекса РФ и Приказу Минприроды России от 20.12.2017 №693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков» по договору аренды на арендатора возлагаются обязанности по осуществлению мер по предупреждению лесных пожаров, осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на переданном в аренду лесном участке и другие обязанности.
Неисполнение условий договора аренды лесного участка, договора безвозмездного пользования лесным участком влечет административную ответственность по ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей.

Старший помощник Магнитогорского
природоохранного прокурора
Плотников А.В.


Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель

Согласно ст. 8 Федерального закона «О мелиорации земель» от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ (далее – Федеральный закон о мелиорации) расчистка земель сельскохозяйственного назначения от древесной растительности, пней отнесена к видам культуртехнической мелиорации земель.
В силу ст.25 Федерального закона о мелиорации, мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила.
Необходимость разработки правообладателями земельных участков сельскохозяйственного назначения проектов по культуртехнической мелиорации при проведении работ по расчистке земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящиеся к защитным лесным насаждениям и лесам в границах ООТП, подтверждается Письмом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.02.2018 г. №15/ 121 «О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения».
С 15.10.2019 г. вступает в силу Приказ Минсельхоза России от 15.05.2019 № 255 (далее - Приказ), которым устанавливаются правила согласования, утверждения и разработки проектов мелиорации земель.
Разработка проектов осуществляется правообладателями земельных участков, на которых планируется проведение мелиоративных мероприятий, самостоятельно либо с привлечением иных физических или юридических лиц.
В процедуру разработки проекта мелиорации входят следующие этапы: проведение анализа характеристик земельного участка, определение типа и вида мелиорации земель, разработка проекта мелиорации, подписание проекта мелиорации заинтересованным лицом или привлеченными лицами.
Приказом установлен перечень сведений, которые должны быть отражены в проектах.
Проекты мелиорации должны быть разработаны, согласованы и утверждены до начала проведения мелиоративных мероприятий. Согласование проектов осуществляется организациями, находящимися в ведении Минсельхоза России.
Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ влечет административную ответственность по ст.10.9 КоАП РФ, предусматривающую наложение административного штрафа в размере до 40 000 тысяч рублей.

 

Старший помощник Магнитогорского
природоохранного прокурора
Плотников А.В.


Согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
За несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе статьёй 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

 

Помощник Магнитогорского
природоохранного прокурора

юрист 1 класса И.Н. Королёв

 


Об утверждении методических указаний по организации и проведению профилактических контролируемых противопожарных выжиганий

06 октября 2019 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 августа 2019 г. № 580, которым утверждены Методические указания по организации и проведению профилактических контролируемых противопожарных выжиганий хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Данные Методические указания определяют порядок планирования, подготовки и проведения профилактических контролируемых противопожарных выжиганий напочвенных горючих материалов (далее - профилактические выжигания) в лесах, расположенных на землях лесного фонда и направлены на создание условий обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Планирование работ по проведению профилактических выжиганий осуществляется в случае, если указанные мероприятия предусмотрены лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Профилактические выжигания не применяются в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах.
Утвержденные Методические указания обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, арендаторами участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - их обладателями.
Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности влечет административную ответственность по ч.2 ст. 8.32 КоАП РФ, предусматривающую наложение административного штрафа в размере до 250 тысяч рублей.

 

Старший помощник Магнитогорского
природоохранного прокурора
Плотников А.В.

 


Требования законодательства по разработке плана мероприятий по охране окружающей среды


В соответствии со ст. 67.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.
План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
Не подлежат включению в план мероприятий по охране окружающей среды мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения.
Срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды не может превышать семь лет и не подлежит продлению.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
C 07.05.2019 вступают в силу Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, утвержденные Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667.
Согласно указанным Правилам план мероприятий по охране окружающей среды разрабатывается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность:
а) на объектах II категории, при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ;
б) на объектах II категории, являющихся централизованными системами водоотведения поселений или городских округов, при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ;
в) на объектах III категории при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).
План мероприятий должен содержать, в частности:
- перечень мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ с указанием отдельных этапов реализации каждого мероприятия;
- перечень стационарных источников выбросов загрязняющих веществ с указанием номеров каждого источника выбросов и (или) стационарных источников (выпусков) сбросов загрязняющих веществ с указанием географических координат;
- показатели и график снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (график достижения установленных нормативов допустимых выбросов) и (или) показатели и график снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (график достижения установленных нормативов допустимых сбросов);
- сроки начала и завершения выполнения каждого мероприятия, его этапов;
- обоснование мероприятий и сроков их реализации;
- сроки представления ежегодного отчета о выполнении Плана в уполномоченные государственные органы.

 

Помощник Магнитогорского
природоохранного прокурора

юрист 1 класса И.Н. Королёв


 

Требования законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по использованию водных ресурсов и отведению сточных вод


Одним из принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В связи с этим законодательством на водопользователей возложен ряд обязанностей.
Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов.
Указанными документами определяются условия использования водного объекта, в частности объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, сроки водопользования, размер платы, условия и сроки её внесения, ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
В решении о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод дополнительно должно содержаться указание места сброса сточных вод, объем допустимых сбросов сточных вод.
Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:
1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;
3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.
При проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
При отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Сбросы химических веществ в водные объекты в пределах установленных нормативов допускаются на основании разрешений территориальных органов Росприроднадзора.
Водопользователи обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.
Законом прямо запрещён сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления. Перед сбросом в водные объекты сточные воды должны подвергаться санитарной очистке и обезвреживанию.
Не допускается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных веществ превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В случае превышения водопользователями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред. Бремя доказывания обратного возлагается на ответчика. Лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить.
Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других водопользователей, причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения, вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов и объема сброса сточных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.
В границах водоохранных зон допускается эксплуатация хозяйственных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в частности, централизованными системами водоотведения (канализации), локальными очистными сооружениями.
Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в установлено порядке.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за самовольное занятие водного объекта (ст. 7.6), нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (ч. 4 ст. 8.13), за нарушение правил водопользования при заборе воды, при сбросе сточных вод в водные объекты (ч. 1 ст. 8.14).
Статьёй 250 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств. Указанной статьёй предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

 

Помощник Магнитогорского
природоохранного прокурора

юрист 1 класса И.Н. Королёв


Требования законодательства об охране окружающей среды при осуществлении сброса сточных вод в централизованную систему канализации


Одним из принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В связи с этим законодательством на абонентов, осуществляющих сброс сточных вод в централизованную канализацию, возложен ряд обязанностей.
Согласно ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Согласно ч. 1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 43.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.
На основании п. 3 ч. 11 ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими соответственно:
требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем (далее - требования к составу и свойствам сточных вод).
Во исполнение ст. 7 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила № 644).
Пунктом 25 Правил № 644 предусмотрено, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О в