Совершенствование форм и методов налогового администрирования в условиях изменения положений Налогового законодательства РФ
Важнейшей задачей совершенствования налоговой политики на ближайшие годы является повышение качества налогового администрирования.
Важной задачей совершенствования налогового администрирования является состояние дел в области досудебного регулирования налоговых споров.
Согласно положениям Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 153-ФЗ) для обжалования решений по налоговым проверкам, и иных ненормативных правовых актов, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов установлены различные порядки подачи жалоб и рассмотрения их налоговыми органами.
Положения Закона № 153-ФЗ об обязательности досудебного обжалования, то есть положения, по которым обращение в суд возможно только после подачи жалобы в налоговый орган, до 01.01.2014 распространяются только на решения по налоговым проверкам, принятым в порядке статьи 101 Кодекса. Таким образом, до 01.01.2014 сохраняется обязательный досудебный порядок обжалования только решений по налоговым проверкам, а другие акты налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействие их должностных лиц в обязательном порядке должны перед обращением в суд обжаловаться в налоговых органах только начиная с 01.01.2014.
Пунктом 2 статьи 138 Кодекса (в ред. Закона № 153-ФЗ) с 2014 года вводится норма о том, что в случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке
Вышестоящий налоговый орган (УФНС России по субъекту Российской Федерации) является обязательной первой инстанцией досудебного обжалования решений по налоговым проверкам, вынесенным территориальными инспекциями ФНС России. Второй стадией досудебного обжалования – добровольной – в данном случае является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба).
При этом с 01.01.2014 иные акт ненормативного характера, действия и бездействие должностных лиц территориальных инспекций также подлежат обязательному досудебному обжалованию в вышестоящем налоговом органе – УФНС России по субъекту Российской Федерации, а иные акты ненормативного характера, действия и бездействие должностных лиц МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и УФНС России по субъектам Российской Федерации – в Федеральной налоговой службе.
Требование о соблюдении досудебного порядка позволяет сторонам спора более мобильно решать вопросы на стадии досудебного регулирования, поскольку решение любого дела требует обязательного процессуального оформления, что усложняет и растягивает во времени процедуру принятия решения и соответственно наступление желаемого результата для сторон.
Юридический отдел Межрайонная ИФНС РОССИИ № 17 ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
- Инициативное бюджетирование
- КОРОНАВИРУС (COVID-19)
- Государственные и муниципальные услуги
- Муниципальный контроль
- Реализация национальных проектов
- Вакансии
- Градостроительство
- Общественные обсуждения
- Формирование комфортной городской среды
- Бизнес и инвестиции
- Должники бюджета
- Открытые данные
- Имущественные торги
- Противодействие коррупции
- Персональные данные
- Выявление правообладателей ранее учтенныx объектов недвижимости
- Помощь семьям мобилизованных