Памятка для работодателей и работников об осуществлении государственной экспертизы условий труда в Челябинской области
Одним из основных инструментов по реализации государственной политики в сфере охраны труда является государственная экспертиза условий труда.
Государственная экспертиза направлена, с одной стороны, на защиту конституционных прав работников на охрану труда, создание для них благоприятных условий труда, с другой стороны – на оценку правильности проводимой работодателем работы в сфере охраны труда на основе государственных нормативных требований охраны труда.
Нормативные правовые акты о проведении государственной экспертизы условий труда.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 216.1.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 г. №244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий туда в Российской Федерации».
3. Постановление Губернатора Челябинской области от 04 апреля 2008 г. №108 «О Главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области» (в редакции Постановления Губернатора Челябинской области от 01.08.2011 г. №280).
В Челябинской области проведение государственной экспертизы условий труда возложено на Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области.
Основная цель проведения государственной экспертизы – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Государственная экспертиза условий труда проводиться в целях оценки:
• Качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
• Правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
• Фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Основанием для проведения государственной экспертизы являются: определения судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с действующим порядком государственной экспертизе подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.
При выявлении нарушений, указанных в заключении, работодатель обеспечивает их устранение. Так, например, в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года №342н, внеплановая аттестация проводиться по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации, а в случае выявления несоответствия материалов аттестации в соответствие с экспертным заключением.
Результаты государственной экспертизы отражают реальную картину состояния работы в сфере условий и охраны труда в организациях и на предприятиях.
Работодатель при выборе организации для проведения аттестации рабочих мест ориентируется на минимальную стоимость. В большинстве случаев такое снижение предлагают недобросовестные участники рынка услуг в сфере охраны труда. Снижение цены часто обусловлено полным или частичным отказом от измерений вредных и опасных факторов на рабочих местах и изготовление карт аттестации методом копирования типовых карт и т.д. Такой способ аттестации рабочих мест не поможет обеспечить безопасные условия труда для работников и не выгоден работодателю, так как нарушения, допущенные при проведении аттестации, будут выявлены в результате государственной экспертизы и работодатель будет вынужден провести внеплановую аттестацию рабочих мест, а это потребует вложения дополнительных средств.
Срок проведения государственной экспертизы зависит от объема работ и количества, представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. Срок экспертизы может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Необходимо обращать внимание работодателей на следующие моменты:
- аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация;
- аттестационная комиссия осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;
- ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию;
- при проведении аттестации аттестующая организация обязана предоставлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации;
- работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций.
Необходимая информация по проведения государственной экспертизы условий труда в организациях Челябинской области размещена на интернет – сайте Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области:
454091, г. Челябинск, улица Комсомольская, дом 18 корп. А, каб. 112.
Телефон горячей линии по вопросам охраны труда: 8(151)261-42-70.
Адрес официального сайта Главного управления: http://www.szn74.ru.
Адрес электронной почты: trud@szn74.ru.
- Инициативное бюджетирование
- КОРОНАВИРУС (COVID-19)
- Государственные и муниципальные услуги
- Муниципальный контроль
- Реализация национальных проектов
- Вакансии
- Градостроительство
- Общественные обсуждения
- Формирование комфортной городской среды
- Бизнес и инвестиции
- Должники бюджета
- Открытые данные
- Имущественные торги
- Противодействие коррупции
- Персональные данные
- Выявление правообладателей ранее учтенныx объектов недвижимости
- Помощь семьям мобилизованных