Об обязательной сертификации организации работ по охране труда

В связи с многочисленными запросами о разъяснении «действующего порядка проведения сертификации организации работ по охране труда», и об «организациях, проводящих сертификацию организации работ по охране труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ», департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области, являющийся по «Положению о департаменте …» (утв. постановлением Губернатора области от 23.12.2005 г. № 749 (ред. от 10.03.2010 № 245)) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, к полномочиям которого отнесена «организация проведения подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (абз. 5 ч. 6 ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации), разъясняет следующее.
Согласно требований статьи 212 действующей редакции ТК РФ работодатель обязан обеспечить «проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда».
Таким образом, сертификация организации работ по охране труда является обязательной процедурой для работодателей, т.е. ТК РФ предусматривает обязательную сертификацию организации работ по охране труда.
Одновременно ст. 209 ТК РФ определено, что «сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда».
Соответственно, действующим трудовым законодательством предусмотрено подтверждение соответствия организации работ по охране труда в форме обязательной сертификации.
Понятие сертификации дано в ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 28.09.2010 № 243-ФЗ):
«сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров».
При этом в ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ определено:
«1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);
обязательной сертификации».
Вместе с тем, частью 5 ст. 216 ТК РФ разработка порядка проведения рассматриваемой обязательной сертификации организации работ по охране труда (как формы «подтверждения соответствия») отнесена к исключительным полномочиям Правительства Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти:
«… устанавливают … порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда».
Таковым органом - с 25.03.2010г. - определено Минздравсоцразвития России - п. 5.2.65.1 «Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 (ред. от 09.03.2010 № 137):
«5. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
5.2. … самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
5.2.65.1. порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда».
На настоящий момент подобный нормативный правовой акт всё ещё не принят Минздравсоцразвитием России.
Таким образом, действующим законодательством РФ не установлен предусмотренный ст. 216 ТК РФ «порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда».
Соответственно, действующим законодательством РФ об охране труда не определена процедура проведения «обязательной сертификации организации работ по охране труда».
Более того, приказом Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. № 779н (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 октября 2010 г. № 18728) признано утратившим силу постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», т.е прекращено действие «Системы сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ)», которая в свое время и создавалась для реализации требований ст. 212 ТК РФ об обязательной сертификации работ по охране труда.
Следует иметь ввиду, что в рамках ССОТ проводились независимые друг от друга аккредитации:
- органов по сертификации (приложение № 1 к постановлению Минтруда РФ от 10.12.2002г. № 77);
- испытательных лабораторий (приложение № 2 к постановлению Минтруда РФ от 10.12.2002г. № 77).
При этом приказ № 779н подтверждает «действие аттестатов аккредитации испытательных лабораторий», но не «органов по сертификации», т.е. подтверждает право испытательных лабораторий на проведение инструментальных замеров факторов производственной среды в соответствии с областью аккредитации, что не даёт им право на проведение сертификации (подтверждения соответствия) организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда – согласно требований ССОТ сертификацию проводили органы по сертификации (п. 5 приложения № 2 к постановлению Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28), а их деятельность прекращена вместе с действием ССОТ.
Правом выдачи сертификатов соответствия работ по охране труда (сертификатов безопасности) испытательные лаборатории, аккредитованные в ССОТ, не наделялись (раздел II приложения № 2 к постановлению Минтруда РФ от 10.12.2002г. № 77).
Таким образом, в настоящее время департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области не располагает сведениями о наличии действующей системы «подтверждения соответствия проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда» в форме «обязательной сертификации организации работ по охране труда» и об организациях, осуществляющих данную сертификацию, в силу их объективного отсутствия, как на территории Владимирской области, так и в целом в Российской Федерации.
Соответственно, департамент, по независящим от него причинам, не имеет возможности организовать на территории Владимирской области проведение предусмотренной ст. 212 ТК РФ сертификации организации работ по охране труда.
В связи с многочисленными предложениями от коммерческих структур проведения сертификации организации работ по охране труда в различных добровольных системах сертификации (ДССОТ, СДСОТ, СДС-ОТ и т.д.), созданных и функционирующих в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», следует учитывать, что ст. 19 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено:
«Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:
недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией».
Следовательно, сертификация организации работ по охране труда в любой системе добровольной сертификации не может считаться выполнением требований ст. 212 ТК РФ об обязанности работодателя «обеспечить проведение сертификации организации работ по охране труда»
Таким образом, требования абз. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ об обязательной сертификации организации работ по охране труда, а также требования абз. 5, ч. 6 ст. 216 об организации проведения на территории субъекта РФ подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, не могут быть реализованы, соответственно, работодателями и органами исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда, до момента установления порядка проведения данной сертификации (как формы подтверждения соответствия) на федеральном уровне согласно требованиям ст. 216 ТК РФ - в виде нормативного правового акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти – Министерства здравоохранения и социального развития России (п. 5.2.65.1 «Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 (ред. от 08.04.2011 № 264)).
Данный вывод подтверждается официальной информацией с Интернет-сайта Генеральной прокуратуры России - http://genproc.gov.ru/news/genproc/archive/:


Информационный источник: Департамент занятости населения Владимирской области http://www.vladzan.ru/home.aspx